Вопросы и ответы

В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 №
614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления
электрической энергии (мощности)…» в редакции постановления
Правительства РФ от 25.02.2013 № 136 величина социальной нормы в
Нижегородской области может не пересматриваться для установления и
применения в соответствии с установленным данным постановлением
Положением, так как на дату вступления в силу настоящего постановления
эта величина составляет менее 150 кВт.ч. в месяц на человека.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 28
мая 2012 года № 310 «Об установлении размера социальной нормы
потребления электрической энергии населением» размер социальной нормы
потребления электрической энергии на территории Нижегородской области
установлен в размере – 50 кВт.ч в месяц на человека.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.06.2014
№ 425 «О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 28 мая 2012 года № 310» изменен размер
социальной нормы потребления электрической энергии отдельным
категориям граждан.
С 1 июля 2014 года величина социальной нормы потребления
электроэнергии увеличена:
- для лиц одиноко проживающих в жилом помещении на 35 кВт.ч и
составляет - 85 кВт.ч в месяц на человека.
- к величине социальной нормы потребления электрической энергии
(50 кВт.ч) применяется повышающий коэффициент, равный 1,5 (величина
социальной нормы потребления электрической энергии составляет 75 кВт.ч),
для домохозяйств:
а) в которых проживают семьи, отнесенные в соответствии с
нормативными правовыми актами Нижегородской области к категории
многодетных семей;
б) в которых проживают семьи, имеющие в своем составе инвалидов;
в) в которых проживают семьи, имеющие в своем составе детей-
инвалидов;
г) в которых проживают семьи, отнесенные к категории замещающих
семей, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того с 1 сентября 2014 года величина социальной нормы
потребления электроэнергии увеличена и составляет:
- для домохозяйств, в которых проживают семьи, состоящие из
получателей пенсии по старости либо инвалидности (семьи пенсионеров) с
применением повышающего коэффициента, равного 1,5, к величине
социальной нормы потребления электрической энергии (50 кВт.ч) - 75 кВт.ч
в месяц на человека.
- для лиц одиноко проживающих в жилом помещении, включая
одиноко проживающих, зарегистрированных в жилом помещении и
являющихся получателями пенсии по старости либо инвалидности,
величина социальной нормы потребления электроэнергии - 85 кВт.ч в месяц
на человека.
Министерством ЖКХ и ТЭК Нижегородской области
проведен
сравнительный анализ величин социальных норм потребления электрической
энергии и цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и
приравненных к нему категорий потребителей по одноставочному тарифу в
Нижегородской, Владимирской, Орловской и Ростовской областях.
В указанных областях социальная норма потребления электрической
энергии (мощности) для одного проживающего выше, чем в Нижегородской
области, но при этом и тариф за 1 кВтч в пределах и сверх социальной нормы
также выше, чем тариф, установленный на территории Нижегородской
области, в связи с чем оплата за потребленную электроэнергию в указанных
областях выше. Данные приведены в таблице.
Деятельность
по
управлению
осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за
исключением осуществления такой деятельности:
- товариществом собственников жилья;
- жилищным кооперативом или иным специализированным
потребительским кооперативом.
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от
23.11.2009 № 261-ФЗ) на собственников помещений в многоквартирных домах и
собственников жилых домов возложена обязанность по установке приборов учета
энергоресурсов.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в
многоквартирных обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета
используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. При этом
многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными
(общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии,
электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной
квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии, а до 1
января 2015 года - приборами учета используемого природного газа.
За счет собственных средств собственник помещения в многоквартирном доме
должен установить индивидуальные и общие приборы учета воды (холодной и
горячей), природного газа, электрической энергии.
При этом многоквартирный дом должен быть оснащен коллективными
приборами учета воды, тепловой энергии (отопления) и электрической энергии.
Установка коллективных приборов учета осуществляется за счет средств
собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не
распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или
капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность
потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в
отношении организации учета используемой электрической энергии) или
максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем
две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой
тепловой энергии), а также объекты, максимальный объем потребления природного
газа которых составляет менее чем два кубических метра в час.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 утверждены критерии
наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального,
общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также
формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия)
технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
До установки приборов учета заявитель вправе обратиться в специализированную
организацию для проведения обследования на предмет наличия (отсутствия)
технической возможности установки приборов учета.
Если суммарный объем потребления природного газа всех газовых приборов,
установленных в квартире, составляет менее чем два кубических метра в час, то
устанавливать прибор учета газа не надо, если объем больше двух кубических метра
в час, то собственник помещения обязан установить прибор учета.
Узнать, какой объём газа потребляется в процессе эксплуатации газового
прибора, можно из технического паспорта на оборудование.
Автоматический проточный водонагреватель имеет расход природного газа в
среднем от 2,1-2,6 м3/ч в зависимости от модели, а четырехкомфорочная газовая
плита с духовкой 1,2-1,7 м3/ч".
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» обязанность по установке приборов
учета энергоресурсов (холодного и горячего водоснабжения, электро- и
теплоэнергии, газа) возложена на собственников помещений в многоквартирных
домах. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов
обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их
сохранность, своевременную замену.
На основании ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации
муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений,
принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, замена приборов учета в помещении, собственником которого
является орган местного самоуправления - наймодатель, должна осуществляться
непосредственно наймодателем и за счет его средств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен обеспечить
оснащение муниципальных помещений индивидуальными приборами учета, а также
участвовать пропорционально доле в праве на общее имущество в оплате расходов
на установку коллективных приборов учета.
Согласно ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ собственник
помещения в многоквартирном доме вправе заключить с ресурсоснабжающей
организацией договор на установку прибора учета энергоресурсов, который должен
содержать условие об оплате цены равными долями в течение пяти лет с даты его
заключения. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену,
определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов,
начисляемых в связи с предоставлением рассрочки. Потребитель также вправе
оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим
периодом рассрочки.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации
коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может
выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме.
Действующим законодательством не предъявляются требования к лицам,
осуществляющим установку приборов учета воды, электро- и тепловой энергии,
кроме природного газа.
При выборе компании, с которой Вы планируете заключить договор,
целесообразно обратить внимание на опыт и время работы компании на рынке,
отзывы на профессионализм персонала, качество и быстроту выполнения
аналогичных работ. Такая информация может содержаться в СМИ: газеты,
телевидение и сеть Интернет. Кроме того, можно обратить внимание на отзывы лиц,
которые уже воспользовались услугами данной компании.
Установку прибора учета необходимо осуществлять на основании договора с
организацией, специализирующейся на выполнении данного вида деятельности.
Перед заключением договора необходимо внимательно ознакомиться с его
содержанием, а именно: с предметом договора, его ценой, порядком расчетов по
договору, сроком установки прибора учета, его местом установки, порядком ввода
прибора учета в эксплуатацию и гарантийными обязательствами данной
организации. Оплату необходимо производить только после завершения работ.
На рынке имеется достаточное количество организаций, осуществляющих
установку приборов учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии.
После установки индивидуального прибора учета потребитель должен
направить заявление исполнителю коммунальной услуги (управляющая
организация, товарищество собственников жилья, а при непосредственном
управлении – ресурсоснабжающая организация) о согласовании установки прибора
учета и внесении необходимых изменений в договор на поставку ресурса.
После подачи заявления представитель исполнителя коммунальной услуги,
организация, установившая прибор учета, и потребитель оформляют акт ввода
прибора учета в эксплуатацию.
В целях исключения случаев бесконтрольного демонтажа прибора учета
производится пломбирование установки прибора учета.
По желанию потребитель вправе заключить договор о техническом
обслуживании прибора учета. Техническое обслуживание прибора учета может
включать работы по прочистке фильтров, проверке сохранности пломб, осмотру
состояния и визуальному контролю работы счетчиков.
На основании ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть
введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их
применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические
ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих
приборов учета в эксплуатацию.
На основании ст.28 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
государственный контроль за соблюдением требований законодательства об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их
руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами
осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный
государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов
Российской
Федерации
уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в
соответствии с
правилами, установленными Правительством Российской
Федерации.
Правила осуществления государственного контроля за соблюдением
требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности установлены постановлением Правительства Российской Федерации
от 25.04.2011 № 318
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлена ответственность
за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности путем введения ст.9.16 в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
(управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области)
рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных
ч.ч.6 и 12 ст.9.16 КоАП, а именно:
несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по
установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических
ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют,
требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых
домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в
многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных
домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических
ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является
обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до
ста пятидесяти тысяч рублей.
необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять
деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых
энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они
осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его
исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо
несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных
требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых
энергетических ресурсов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти
тысяч до ста тысяч рублей.
Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и
сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности,
соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и
порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям
(государственная жилищная инспекция Нижегородской области), рассматривают
дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.4 и 5 ст.9.16
КоАП, а именно:
несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных
домов,
требований
энергетической
эффективности,
предъявляемых
многоквартирным домам,
требований
их оснащенности приборами учета
используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч
до тридцати тысяч рублей.
несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных
домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений
в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч
до тридцати тысяч рублей.
Также по данному вопросу возможно обратиться в прокуратуру или суд.
При установке индивидуальных и коллективных приборов учета воды и
тепловой энергии потребитель будет оплачивать ресурс, потребленный лично и
израсходованный на общедомовые нужды (влажная уборка помещений общего
пользования, полив элементов озеленения и пр.). Убытки за потери на
магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации.
Частью 12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлено,
что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению
объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов (собственники
жилых домов и собственники помещений в многоквартирном доме), должно
обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов
учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных
организаций на установку приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не
исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов
приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить
понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью
принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не
исполнившие в установленный срок обязанностей, если это потребовало от
ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов
учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в
течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку
этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие
расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Административная ответственность для собственников помещений за
невыполнение требований Федерального закона отсутствует.
Однако, в соответствии с Правилами установления и определения нормативов
потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (с изменениями) (далее – Правила), в
случае наличия технической возможности установки коллективных (общедомовых),
индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но отсутствия его
фактически норматив потребления коммунальной услуги будет увеличен на
повышающий коэффициент. Так, например, при наличии технической возможности
установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных)
приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному
водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему
водоснабжению) в жилых помещениях определяется по формуле 6 Правил с учетом
повышающего коэффициента, составляющего:
с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года - 1,1;
с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 1,2;
с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года - 1,4;
с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года - 1,5;
с 2017 года- 1,6.
Нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе с учетом
повышающего коэффициента размещены на сайте региональной службы по
тарифам Нижегородской области.
В соответствии п.80 Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 № 354 (далее – Правила) к использованию допускаются приборы учета
утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных
приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация,
сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником
жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное
оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого
осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется
исполнителем коммунальной услуги (управляющей организацией либо
организацией с которой заключен договор) на основании заявки собственника
жилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, замена индивидуального прибора учета в помещении должна
быть обеспечена собственником жилого помещения, за счет его средств.
Лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по
предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия
лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий
предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного
контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и
аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий,
формированию государственного информационного ресурса, а также по
предоставлению в установленном порядке информации по вопросам
лицензирования.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования
деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются
положения:
- главы 19 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. №
1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами»;
- приказа Минстроя России от 05.12.2014 № 789/пр «Об утверждении
порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения
результатов квалификационного экзамена, порядка выдачи, аннулирования
квалификационного аттестата, порядка ведения реестра квалификационных
аттестатов, формы квалификационного аттестата, перечня вопросов,
предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного
аттестата,
на
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г.
№ 1110».
На территории Нижегородской области действуют:
- Указ Губернатора Нижегородской области от 10.07.2018 № 86 «О порядке
формирования лицензионной комиссии для обеспечения деятельности
органов государственного жилищного надзора по лицензированию
деятельности по управлению многоквартирными домами в Нижегородской
области»;
- Указ Губернатора Нижегородской области от 04.02.2019 № 15 «О создании
лицензионной комиссии для обеспечения деятельности
государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по
управлению многоквартирными домами в Нижегородской области».
В соответствии с ч.4 ст. 201 Жилищного кодекса Российской
Федерации к полномочиям лицензионной комиссии относятся:
1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;
2) принятие квалификационного экзамена;
3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;
4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании
лицензии.
В соответствии со ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации
лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве
юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории
Российской
Федерации.
Юридические
лица
и
индивидуальные
предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных
государств,
к
осуществлению
деятельности
по
управлению
многоквартирными домами не допускаются;
1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения
фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с
фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными
домами возникло ранее;
2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа
юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо
индивидуального
предпринимателя,
осуществляющих
управление
многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче
полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного
исполнительного органа юридического лица или индивидуального
предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата,
соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица
соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления
в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие
преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного
исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а
также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата
возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению
надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в
отношении которых применено административное наказание в виде
дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых
аннулирована и (или) в отношении которых применено административное
наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице
лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на
осуществление предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее
выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации,
установленных частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской
Федерации;
7) иные требования, установленные Правительством Российской
Федерации.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на
территории субъекта Российской Федерации. Срок действия лицензии
продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
1) Если в течение двенадцати месяцев управляющей организации и
(или) ее должностному лицу, должностным лицам судом два и более раза
было назначено административное наказание за неисполнение или
ненадлежащее исполнение предписания, выданного государственной
жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Госжилинспекция
Нижегородской области) в отношении многоквартирного дома, то сведения о
таком доме исключаются из реестра лицензий Нижегородской области и
управляющая организация перестает управлять таким многоквартирным
домом.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе
принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном
доме решение о продолжении осуществления управляющей организацией
деятельности по управлению многоквартирным домом. В случае принятия
собственниками такого решения за управляющей организацией сохраняется
право управления таким многоквартирным домом.
2) Если в течение двенадцати месяцев управляющей организации и
(или) ее должностному лицу, должностным лицам судом назначено
административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение
предписания, выданного Госжилинспекцией Нижегородской области, об
устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований,
сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых
управляющая организация осуществляет деятельность по управлению,
исключаются из реестра лицензий Нижегородской области.
3) Если в течение двенадцати месяцев со дня назначения
административного наказания за нарушение лицензионных требований,
которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований,
управляющей организацией и (или) ее должностным лицом, должностными
лицами вновь совершено такое нарушение лицензионных требований,
то сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах
исключаются из реестра лицензий Нижегородской области.
4) Если в течение двенадцати месяцев управляющей организации и
(или) ее должностному лицу, должностным лицам судом три и более раза
было назначено административное наказание за
воспрепятствование
законной
деятельности
должностного
лица
Госжилинспекции
Нижегородской области по проведению проверок или уклонение от таких
проверок, то сведения о многоквартирном доме или обо всех
многоквартирных домах, в отношении которых управляющей организацией
были совершены указанные действия, исключаются из реестра лицензий
Нижегородской области.
5) сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых
управляющая организация осуществляет деятельность по управлению,
исключаются из реестра лицензий Нижегородской области в случае
вступления в законную силу решения суда о признании управляющей
организации банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В случае, если общая площадь помещений, исключенных из реестра
лицензий Нижегородской области, достигнет 15 и более процентов от общей
площади помещений в многоквартирных домах, которыми управляющая
организация управляла в течение календарного года, Госжилинспекция
Нижегородской области может обратиться в суд с требованием аннулировать
лицензию.
Федеральным законом введена административная ответственность, в
частности:
за
нарушение
правил
осуществления
предпринимательской
деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 7.23.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях – далее
КоАП РФ);
за осуществление предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами без лицензии, с нарушением лицензионных
требований, с грубым нарушением лицензионных требований (ст. 14.1.3
КоАП РФ);
5
за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок
законного
предписания
органа,
осуществляющего
региональный
государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в
сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных
требований (ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ).
Внедрение механизма лицензирования деятельности по управлению
многоквартирными домами должно способствовать усилению защиты прав и
законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а
также смене организаций, некачественно, неквалифицированно и
недобросовестно работающих в сфере управления жилищным фондом.
В случае не предоставления жилищно-коммунальных услуг либо
предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества,
необходимости проведения проверки правильности начисления платы за
жилищно-коммунальные услуги необходимо обращаться с заявлением в
государственную жилищную инспекцию Нижегородской области по адресу:
603950, г.Н.Новгород, ул.Белинского, д.110, тел. 421-50-28, руководитель –
Буслаев
Владимир
Дмитриевич,
official@gzhi.kreml.nnov.ru.
Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в
жилищной сфере в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области и принятие по ним
соответствующих мер административного воздействия также относится к
компетенции государственной жилищной инспекции Нижегородской
области.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) взнос на
капитальный ремонт устанавливается только для собственников помещений в многоквартирном
доме. Если квартира неприватизированная, то платит муниципалитет.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, как жилых,
так и нежилых, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт. Собственник
парковочного места в многоквартирном доме должен оплачивать взнос на капитальный ремонт
только в случае наличия оформленного права собственности на парковочное место.
Обязанность собственников уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме установлена федеральным законодательством: в соответствии с п. 1
ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать
ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Уплата взносов на капитальный ремонт является такой же обязательной платой как плата за
жилое помещение и коммунальные услуги, которые необходимо уплачивать ежемесячно и в
полном объеме. Поскольку обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт
установлена законом, то решение общего собрания об отказе от такой обязанности является
ничтожным.
В соответствии с соглашением между некоммерческой организацией «Фонд капитального
ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области»
(далее – региональный оператор) с ФГУП «Почта России», ОАО «Сбербанк России» и ОАО «АКБ
Саровбизнесбанк» собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд
капремонта на счетах регионального оператора, получили возможность производить оплату
взносов на капитальный ремонт без комиссии через отделения «Почты России» и все платежные
системы (кассы, банкоматы, терминалы, интернет-сервисы) Сбербанка и Саровбизнесбанка.
На основании ч. 3.1. ст. 175 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете
должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по
представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный
счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов,
связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.
Таким образом, собственники помещений обязаны возместить владельцу специального
счета расходы, связанные с выставлением платежного документа. В основном владельцы
специальных счетов не заключают договоры на прием взносов на капитальный ремонт со
конкретным сборщиком платежей (Почта России, Сбербанк России и другие банки), предоставляя
собственникам помещений возможность уплачивать взносов на капитальный ремонт в любом
банке. При этом собственник помещения оплачивает комиссионное вознаграждение банку за
услугу по перечислению взноса на капитальный ремонт на специальный счет.
Согласно нормам ЖК РФ и Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З
«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
расположенных на территории Нижегородской области» (далее – Закон Нижегородской области
от 28.11.2013 № 159-З) взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками
помещений:
1) в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской
Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) в домах, в которых имеется менее чем три квартиры;
3) в жилых домах с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков,
количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания
одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними
блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего
пользования (жилые дома блокированной застройки).
4) чьи помещения и земельный участок под домом изымаются для государственных или
муниципальных нужд.
Учитывая, что к данным категориям многоквартирных домов ветхие многоквартирные
дома не относятся, начисление взноса на капитальный ремонт правомерно.
Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на
основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
(ч.1 ст. 173 ЖК РФ).
Однако, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном
доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет
фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных
работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие
собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа
формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома
допускается при условии полного погашения такой задолженности (ч. 2 ст. 173 ЖК РФ).
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете
регионального оператора и его формировании на специальном счете вступает в силу через два
года после направления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном
доме региональному оператору (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ).
В свою очередь, решение о прекращении формирования фонда на специальном счете и его
формировании на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после
направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме (п. 6 ст. 173 ЖК РФ).
На основании ч. 3 ст. 176 ЖК РФ договор специального счета может быть расторгнут по
причине замены владельца специального счета с учетом наличия оформленного протоколом
решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом договор
специального счета сохраняется в силе, права и обязанности по указанному договору переходят к
новому владельцу специального счета. Остаток денежных средств на закрываемом специальном
счете перечисляется новому получателю (на новый специальный счет в этом же банке или на
новый специальный счет в другом банке при отсутствии непогашенной задолженности по
полученному в этой кредитной организации кредиту на проведение капитального ремонта общего
имущества в многоквартирном доме).
Решение о замене владельца специального счета вступает в силу без какой-либо отсрочки.
Для многоквартирных дома, собственники помещений в котором формируют фонд
капитального ремонта на счете регионального оператора, перечень услуг и (или) работ по
капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения
капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с
региональной программой капитального ремонта.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете перечень услуг
и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной
программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть
установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального
ремонта (ч.4.2 ст. 170 ЖК РФ). Для этого решением общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме должен быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный
ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт,
установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст. 15 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З собственники
помещений в многоквартирном доме, владельцы специальных счетов, региональный оператор,
управляющие организации, председатели советов многоквартирных домов, иные лица,
уполномоченные собственниками помещений в многоквартирном доме, орган государственного
жилищного надзора Нижегородской области, субъекты общественного контроля вправе
обратиться в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области с предложениями по корректировке перечня и (или) сроков проведения
работ (оказания услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме при
актуализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту в связи с выявлением
недостоверных сведений в информации, ранее использованной при разработке программы
Нижегородской области по капитальному ремонту.
Включить абсолютно все многоквартирные дома, где уже сейчас необходимо проведение
ремонта, в первые годы реализации программы капитального ремонта невозможно. Перед
проведением капитального ремонта должен должно производиться накопление денежных средств
(формируется фонд капитального ремонта). В этой связи установлен единый подход определения
последовательности проведения капитального ремонта – сформированы критерии очередности
проведения капитального ремонта.
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах осуществляется исходя из совокупности критериев, характеризующих
состояние многоквартирного дома, самоорганизацию собственников помещений в доме,
выполнение собственниками помещений требований законодательства об энергосбережении
(ч. 2 ст. 16 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З «Об организации проведения
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на
территории Нижегородской области»):
1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
2) дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в
многоквартирном доме;
3) своевременность и полнота внесения взносов на капитальный ремонт;
4) многоквартирные дома, управление которыми осуществляется товариществами
собственников жилья, и многоквартирные дома, в которых сформирован (избран) совет
многоквартирного дома;
5) доля помещений в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными приборами
учета горячей и холодной воды, электроэнергии, в общем количестве помещений в
многоквартирном доме.
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах в разрезе видов работ по капитальному ремонту при формировании и
актуализации государственной программы осуществляется в соответствии с суммарным
количеством баллов, присваиваемым многоквартирным домам (приказ министерства ЖКХ и ТЭК
Нижегородской области от 10.02.2014 № 6).
Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области принимаются правовые акты, регламентирующие порядок
предоставления информации, необходимой для определения очередности проведения
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Документы, подтверждающие информацию для начисления баллов, подлежат хранению в
органах местного самоуправления.
Программа Нижегородской области по капитальному ремонту подлежит актуализации не
реже чем один раз в год (ч. 6 ст. 14 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-З),
поэтому если многоквартирный дом получит большее суммарное количество баллов, то период
проведения капитального ремонта может измениться.